Учёные подтвердили способность пчёл чувствовать электрическое поле

Пчёлы чувствуют электрическое поле

Группе учёных — биологов удалось подтвердить распространённое мнение о способности пчёл, шмелей и прочих насекомых ощущать присутствие электрического поля, а также узнать, что это достигается за счёт чувствительных к электричеству волосков, которыми покрыто их тело и голова.

«Мы очень обрадовались, когда смогли увидеть раскачивание данных волосков от воздействия электрического поля. Они качались подобно нашим волосам, если об них тереть пластмассовой расчёской. Большинство иных насекомых обладают подобными волосками, что указывает на возможность ощущения электрических полей многими беспозвоночными», — рассказал Грегори Саттон, учёный, преподающий в Бристольском университете.

В 2013 году специалисты Бристольского университета обнаружили у всех цветущих растений наличие весьма малого отрицательного электрического поля, которое исходя из их исследований, чувствуют и различают пчёлы, собирающие с них нектар. Как говорят сами учёные, наличие данных полей подобно световым вывескам, зазывающих пчёл в бар с нектаром, и которые указывают о хорошем качестве данного заведения.

Долгое время не удавалось выяснить, за счёт чего насекомые чувствуют данное поле. Поначалу Саттон с коллегами считали, что это умение возможно благодаря зарядке пчелиного тела положительным зарядом в результате трения волосков на их теле о воздушную массу при полёте, но на данной гипотезе исследование и остановилось.

Ход исследования опровергшего первоначальную теорию

Не добившись никакого прогресса в данном направлении, учёные пошли другим путём и предположили, что волоски, покрывающие тело насекомого, играют роль датчиков электрических полей. Для проверки данной теории, биологи подключили электроды к нейронам шмелей и начали наблюдать, как реагирует их тело и нервная система на присутствие слабого электрического поля.

В результате проведения опытов удалось выяснить, что шмели ощущают напряжение и усиками и волосками, о чём говорят сигналы, полученные от клеток нервной системы. Так, волоскам, в связи с их большой жёсткостью, под силу ощущать наличие даже весьма слабого поля, напряжённость которого не более 0,77 В/м.

Исследователи считают, «электровидение» пчёл функционирует аналогично ощущениям человека, которые возникают при контакте его волос с кем-либо или чем-либо. Запас положительного заряда, полученного пчёлами при трении волосков об толщу воздуха, провоцирует усиление амплитуды покачиваний волосков на их теле, что способствует более сильному ощущению электрических полей.

Линии электропередач всё же создают помехи для пчёл

Положительные результаты исследования служат подтверждением бытующего мнения, согласно которому пчёлы способны ощущать электрическое поле и что присутствие сильного поля, возникающего вблизи ЛЭП, может сбить их с курса и оставить без пропитания. Данный факт необходимо учитывать работникам экологической службы и пасечникам, разводящим пчёл в городской черте и тем, кто вывозит ульи на поля имеющие линии электропередач.

Источник: PNAS